Этапы разработки
Разработка информационных систем
Этап 1. Формирование требований
Этап включает первую встречу Заказчика с Разработчиком, экспресс-анализ объекта автоматизации,
определение основных требований к системе и составление коммерческого предложения.
На первой встрече будет проведено интервьюирование, которое позволит выявить основные требования к системе.
Чтобы подготовиться к встрече, попробуйте в общих чертах сформулировать Ваши пожелания. Подумайте над вопросами:
- Какова цель внедрения системы? Какие проблемы будут решены с внедрением системы?
- Какая информация будет поступать в систему? В каком виде? Как она будет поступать (автоматически или вручную)?
- Кто будет работать с системой (группы пользователей)? Как будет вестись контроль?
- Какую информацию будут получать пользователи и в каком виде (отчёты, статистика, графики, таблицы, документы, экранные формы и т.п.)?
- Приблизительное количество пользователей (1–2 сотрудника, более 100, 1000)? Будут ли работать с системой удалённые пользователи, филиалы?
- На какие «тонкие» моменты Вашего бизнеса следует обратить внимание? Какие сложности могут возникнуть?
- Какие бизнес-процессы будут автоматизированы?
- В какие сроки должен быть реализован проект?
По итогам встречи будет подготовлено коммерческое предложение, в котором будут определены:
- общий подход к реализации проекта;
- функциональные рамки;
- сроки;
- стоимость работ.
Если наше предложение Вас устроит, то, после подписания необходимой документации, мы приступим к следующему этапу.
Этап 2. Разработка концепции автоматизированной системы
Этап включает тщательный анализ объекта автоматизации, интервьюирование будущих пользователей, проектирование
бизнес-процессов, оформление отчёта о проделанной работе.
Нам необходимо во всех деталях знать, как Вы работаете. Только так мы сможем создать систему, удобную всем пользователям.
Разумеется, нам не обойтись без помощи Ваших специалистов. Им предстоит ответить на множество вопросов, простых
и не очень. Полученные ответы позволят нам спроектировать бизнес-процессы Вашей организации «как есть» и
«как должно быть» после внедрения системы.
Вся информация заносится в отчёт о проделанной работе. На основе этого отчёта будет выбрана концепция создания
автоматизированной системы и разработан проект технического задания, к написанию которого мы приступим на следующем этапе...
Этап 3. Написание технического задания
С техническим заданием всё достаточно просто. В этом документе коротко описывается структура будущей системы, требования к каждому модулю, их взаимодействие друг с другом и внешним миром, технические характеристики, требования к безопасности, итоговая стоимость работ, сроки и т. д.
В техническом задании чётко определены рамки проекта, и Вы ясно представляете, что получите в итоге. Внимательно отнеситесь ко всем пунктам технического задания, а, в особенности, к функциональным требованиям. После утверждения проекта технического задания каждое новое требование нужно будет оформлять в виде дополнительного соглашения. Работы в рамках нового соглашения оплачиваются отдельно. Однако детальное описание системы будет проводиться только на следующем этапе. Поэтому при появлении новых идей, Вы можете уместить их в уже оговорённые функциональные рамки проекта. Так или иначе, всё зависит от объёма работ.
Этап 4. Эскизный и технический проекты
Вместе с написанием технического задания наши специалисты начинают детально проектировать структуру будущей системы и каждого отдельного модуля, включая базу данных. Чётко прорабатывается алгоритм функционирования системы. К работе подключаются программисты и технические писатели.
Скорее всего, на этом этапе мы также будем обращаться за консультацией к Вашим специалистам для уточнения наиболее сложных и важных моментов.
В конце этапа составляется отчёт, а программисты получают инструкцию для работы.
Этап 5. Разработка программных модулей и документации
Этап ведётся параллельно с предыдущим.
Как только создано детальное описание первого модуля системы к работе подключаются программисты и технические писатели. Последние составляют всю необходимую документацию к системе, включая руководство пользователя.
Каждый модуль будет проходить контроль качества и подключаться к другим модулями, образуя единую автоматизированную систему.
Пока программисты трудятся над очередным шедевром, а технические писатели составляют необходимую документацию,
у Вас будет время, чтобы подготовить собственный план тестирования системы, который позволит Вам убедиться,
что всё работает правильно. Подготовьте морально сотрудников к работе с новой системой. Определите круг должностных
обязанностей каждого специалиста. Возможно, понадобиться предупредить Ваших контрагентов о новых возможностях и изменениях.
Если к системе выдвигались особенные требования по обеспечению безопасности данных, то для тестирования Вам необходимо будет
подготовить соответствующее оборудование.
Этап 6. Ввод в действие
Данный этап включает установку, проверку и отладку системы на тестовом стенде Заказчика, проведение опытной эксплуатации,
обучение пользователей, подписание необходимых отчётов и документации.
Модульная структура позволит переносить систему частями — отдельные функции станут доступны раньше,
чем будет готова вся система. Ваши сотрудники смогут начать освоение системы постепенно. Такой подход позволит выявить
возможные ошибки, понять, действительно ли удобно работать с системой, и исправить все недочёты до полного внедрения системы.
А это, в свою очередь, поможет сэкономить время и денежные средства.
Перед непосредственной установкой на рабочие места пользователей система (и каждая её часть) пройдёт тестирование на
соответствие требованиям и работоспособность. В случае положительного результата система будет введена в действие.
При обнаружении ошибок (в зависимости от их серьёзности) система либо будет отправлена на доработку, либо будет внедрена,
а ошибки будут устранены с использованием, так называемых, обновлений.
В конце этапа подписывается акт о результатах приёмо-сдаточных работ.
Этап 7. Сопровождение автоматизированной системы
После внедрения нам необходимо будет отслеживать состояние системы, получать информацию о возникающих проблемах и ошибках,
устранять выявленные недостатки. Главная задача этого этапа — обеспечивать стабильное функционирование системы в
течение долгого времени.
Срок сопровождения системы оговаривается в договоре. Как правило, в течение первого года техническая поддержка
оказывается бесплатно. Этого времени достаточно, чтобы выявить и устранить всевозможные ошибки. Вносимые поправки
фиксируются в документации.
При обнаружении каких-либо недочётов Вам необходимо сразу же обращаться в нашу
Службу технической поддержки, которая
передаст Ваше обращение разработчикам и будет отслеживать исполнение поставленной задачи.
Дальнейшее сопровождение системы потребует заключения отдельного договора на техническую поддержку.